Исполнители указаны в последовательности «Турандот, Калаф, Лю: дирижёр».
Birgit Nilsson, Franco Corelli, Renata Scotto: Francesco Molinari-Pradelli, 1965
Осторожность: многобуков, кореллицентричность. Это всё описание моих впечатлений от записи Молинари-Праделли, а не ультимативное мнение о «Турандот». Я уважаю и принимаю другие трактовки.
Многие хвалят эту запись за легендарно спетые громкие, долгие и высокие ноты. Желающие действительно обретут их в большом количестве, но счастье не в них. Именно эта трактовка убедила меня в том, что «Турандот» - настоящая трагедия, а не пафосная слезодавилка. Хотя пафос в наличии и порыдать при соответствующем складе характера есть над чем.
Ну, вы видите состав. Вы представляете, что это примерно может быть. Ваши ожидания не будут обмануты. Но что действительно чудесно – так это то, что яркие краски и небесные громы являют здесь не только самих себя, но также смысл и красоту.
Это не история о любви. Это не история о жертвенности и преданности. Это не история об искуплении зла. Это - об уделе человеческом в мире, где красота и истина беспощадны; о соприкосновении человека со страшным и неизведанным; о переходе через грань. Тут «сделано как в Парсифале» - но не в том смысле, который имел в виду Пуччини, а в том, что проблематика чисто вагнеровская. Привнесена ли она сюда извне или изначально была в музыке – отдельный вопрос.
Наиболее сильное впечатление производят здесь даже не вокальные фейерверки второго акта, а трёхчастная сцена с Калафом и министрами, от траурного марша до Signore, ascolta. Что означает появление Турандот и внезапная одержимость ею Калафа? Здесь можно долго спекулировать о связности между эросом, танатосом и эстетическим чувством (изначальным стремлением человека к красоте), но Платона и неоплатоников (и Фрейда, так и быть, раз уж зацитировала) желающие и так уже читали или прочитают, а убивать мозги нежелающим было бы нехорошо. Поэтому скажем просто, что это стремление героя здесь – обобщённое стремление человека, который хочет жить и хочет смысла. Это проявляется, например, в желании любить или творить. В символическом сюжете эта общечеловеческая страсть обретает символический же объект – женскую фигуру. Привет рыцарям, прекрасным дамам и Дульсинее, которая в представлении персонажей вроде министров также «не существует». В благостность мироздания Пуччини, похоже, не верил (хотя и очень хотел), потому наделил Турандот помимо красоты всей возможной трешовостью. That love means death I realized too soon. Давайте я про это пофлужу, и про эту сцену, а потом уже - про саму запись. :)
Соприкосновение с мистическим впервые происходит в сцене появления Турандот, затем – когда к героям обращаются её служанки, и наконец – когда слышны голоса призраков. Во всех трёх случаях это медленные, призрачные, гипнотические мелодии – среди лучших, что написал Пуччини. В их исполнении участвует хор либо женские голоса. Хотя музыка эта сильно воздействует на слушателя сама по себе, её пограничность подчёркивается краткими и предельно эффектными релпиками околдованного Калафа - как правило, на разрешении музыкальной темы. Смысла эти реплики не делают, но эмоций делают очень много. Таких моментов несколько:
- одержимое «O divina bellezza…» после появления Турандот и «Turandot! Turandot!... vincere, padre, nella sua bellezza» прямо во время отрубания персидскому принцу головы, после чего тут же появляются министры;
- офигевшее повторение за служанками фразы «Si profuma di lei l’oscurità …»;
- с ужасом и гневом «No, no, io solo l’amo» в ответ на слова призраков (я считаю, это очаровательно – ревность к казнённым).
Краткие слова Калафа тут же обрывают мистический эпизод, передавая инициативу министрам и их предельно контрастирующей музыке, в которую через какое-то время снова внедряется что-то прекрасное и загробное (служанки, призраки). Сам Калаф развёрнутых высказываний в этой сцене не делает (и сделает его только в Non piangere, Liù), агонизируя таким образом на разрыве двух миров, призрачного и обычного. Министры – те ещё трикстеры, между нами. Очень пугающие ребята. Хотя и весёлые. Сцена разрешается, когда Калаф вступает в конце последнего высказывания министров, физически преображая их мелодию и так своим надрывным пафосом побеждая их разумные доводы. Делается это, опять же, кратким и эмоциональным восклицанием: «A me il trionfo! A me l’amore!».
Очень многим тенорам не получается произвести этими скупыми фразами должного впечатления - но не в этой записи. Несравненный талант Корелли перетягивать на себя одеяло в любой ситуации, многих раздражающий в других операх, здесь оказывается как нельзя более уместен: сцена с министрами, как мы назовём этот цельный отрывок первого акта, обретает стержень, смысл и устремлённость к развязке.
Примечательно, что тот же приём, что и в сцене в министрами, применён к партии Калафа и в третьем акте – в сцене смерти Лю, где он восклицает
Этого Калафа можно обвинить в звездении, но не в безучастности. К концу написанной Пуччини музыки у него, натурально, Heroic BSOD. Для полноты впечатления остаётся выключить оперу после «Principessa di morte! Principessa di gelo!» и ходить кругами со взором горящим и безумным. Но если вам не нравится манера Корелли рыдать в голос, его пламенная патетика и форсированные ноты, оторванные от остального пения, лучше не ждать до этого момента и послушать какую-то иную запись.
Nessun dorma – это, конечно, красота, но смысловым узлом оперы (по крайней мере, первого акта) в этом исполнении становится ария Non piangere, Liù. У Корелли она, как и весь акт, приобретает пугающий трансгрессивный смысл. Это прощание человека, который одной ногой стоит уже за гранью и обращается к живому миру, которому он принадлежит и который должен покинуть. Дело не в том даже, что герой по сюжету может умереть, а в том, что пути назад для него так или иначе уже нет: он уже видел эту страшную штуку, Красоту или Смерть, имя которой Турандот.
Мир живых, который герой должен покинуть после этого душераздирающего прощания, представлен образами Тимура и в первую очередь Лю. Слушая данную запись, очень важно помнить об этой части её концепции: Лю находится в ней по эту сторону, воплощает человеческое, страдающее и в целом всё то, что в добрых сказках принято предпочитать отмороженной царевне (см. Бажова с Хозяйкой Медной Горы и Настенькой и множество других примеров, включая «Снежную Королеву» у Андерсена). «Турандот» к добрым сказкам отнести никак нельзя, и далеко не всегда образ Лю понимается именно в этом смысле. Иногда он трактуется как активная мистическая сила, равная Турандот. За таким подходом см., например, запись Меты с Сазерленд, Кабалье и несчастным Паваротти in between, или (если верить моему ограниченному опыту) 95% современных видеозаписей (возможно, потому, что хороших сопрано больше, чем теноров?). Сама я, правда, считаю, что два этих воззрения друг другу не противоречат. Тебальди очень здорово совмещает их. Впрочем, увлекательные и долгие разговоры с показали мне, что для многих людей именно линия Лю выходит на первый план, оттесняя на фон всё остальное. Это справедливо для некоторых записей, но у Молинари-Праделли линия Лю, напротив, оказывается чуть редуцирована по сравнению с более сбалансированными записями типа Ляйнсдорфа и Меты. Увы, нельзя так просто взять и перепеть Нильссон и Корелли. Певица уровня молодой Тебальди вынесла бы запись Молинари-Праделли на космические высоты, но и без того она является одной из лучших. Героиня Скотто очень трогательна и вызывает в третьем акте достаточный уровень ангстов, чтобы окончательно обесценить вокальные упражнения последнего дуэта (вокально несравненные, если кому-то хочется). Бедняга Альфано! Возможно, он был неплохой человек. Довольно было ему уже презрения Тосканини, и без ухмылочек со стороны новых поколений. Но вернёмся к «Турандот».
Сама Турандот – это страшно. Она не человек, а скорее принцесса каких-то демонических сил - «белая, как нефрит, холодная как клинок». Уникальный голос Нильссон, огромный, холодного «стального» тембра и при этом очень красивый, позволил ей стать легендарной исполнительницей Турандот. Она воплощает всё самое пугающее в этом образе - и не оставляет ни капли надежды на ненаписанный хэппиэнд. Не уверена, что это именно то, чего хотел Пуччини, который в письмах к либреттистам последовательно использовал по отношению к Турандот слово «неврастеничность». У Нильссон это уже не неврастеничность, а холодное и целенаправленное стремление всех убить, переходящее в одержимость. Любители высокоэстетичного треша оценят.
Именно за отмороженность обычно и ругают Турандот Нильссон те, кто ругает её, называя эту черту почему-то «вагнерианской манерой». Примечательно, однако же, что именно в вагнеровских ролях Нильссон являет наиболее более богатую эмоциональную палитру. Чего стоит одна её Брунгильда в шолтиевской или бёмовской «Гибели Богов»! Лиризм в дуэте с Зигфридом, страсть, святая жертвенность, уязвлённая гордость, гнев и смятение – всё, что вложил Вагнер в музыку самой, наверное, глубокой и прекрасной из своих героинь. А Изольда у Бёма! Так почему же Нильссон не пользуется своими талантами в роли Турандот? Ответ дают интервью с ней: певица не видит в том необходимости. Она считает эту роль монолитной и простой, сводящейся презрению и ненависти. Ну, определённая логика в этом есть. Другие певицы, в особенности Мария Каллас и Джоан Сазерленд, смогли представить миру более сложный образ Турандот, но настолько эффектен не был никто. Возможно, Биргит Нильссон в партии Турандот – самое эффектное явление в истории оперы вообще. И дело не только в вокальной силе, но и в убедительности, с которой Нильссон играет эту простую и мощную в её интерпретации роль. Её «Sì, la speranza che delude sempre!» холодит мне желудок. Раненое чудовище. Ледяной демон. Сейчас откромсает тебе голову большими когтями.
Отдельных слов заслуживает дирижирование Молинари-Праделли, подчёркивающее в первую очередь торжественную, эффектную сторону музыки «Турандот». Блеск и величие в звучании оркестра не самоцельны, но неразрывно слиты с драматическим действием. Такого финала первого акта я не слышала больше никогда и нигде. Некоторые нюансы при таком подходе неизбежно редуцируются, но тут уж ничего не сделаешь: повысишь яркость – утратишь полутона.
Итак, это «Турандот» с прекрасным дирижированием и дефинитивными, на мой взгляд, Калафом и Турандот. Лю Ренаты Скотто также очень хороша, хотя и не поднимается на их запредельный уровень. Прямой альтернативой этой записи с более сильной Лю является «живая» 1964 г., также с Корелли и Нильссон, а также Галиной Вишневской. Увы, качество звука настолько выигрывает в студийной записи Молинари-Праделли, что она - однозначно первый выбор с Нильссон и Корелли (и, на мой вкус, чуть ли не первый выбор для ознакомления с «Турандот» на аудио вообще). У этой записи, однако, есть достойные и прославленные конкуренты.
-----------------------
Birgit Nilsson, Jussi Björling, Renata Tebaldi: Erich Leinsdorf, 1959
В моём воображаемом рейтинге неземной красоты эта запись «Турандот» делит первое место с Молинари-Праделли. Более того, за счёт Лю она легко бы оттеснила Молинари-Праделли на второе или даже третье место, если бы не моё кореллипоклонничество.
Юсси Бьёрлинг, объективно говоря, не хуже Корелли – даже на закате карьеры. Он просто другой. В его голосе нет тех «огня, грома и крови», о который писал Караян по поводу Корелли, но есть благородство, красота и глубина чувства. Оставаясь героичным, образ Калафа приобретает приникновенность, лиризм. Слыша Бьёрлинга, я так и представляю, как он поёт Радамеса – и знаю, что он много исполнял его, хотя пока что не знакома. Он, наверно, попросту идеальный Радамес. Образу Калафа же радамесообразность всегда идёт на пользу, а излишняя брутальность портит всю картину. Поэтому Бьёрлинг и Корелли лучше, чем Марио дель Монако, и хорошо работает Паваротти, несмотря на малую адекватность роли его голосу.
Тирада о Нильссон из отзыва о записи Молинари-Праделли применима и сюда. Здесь Нильссон нравится мне даже больше – дело было пораньше, а я люблю раннюю Нильссон всем сердцем, во всех проявлениях, включая Донну Анну. В её дуэте с Бьёрлингом, в отличие от записи с Корелли, уже не возникает впечатления двух полярных медведей-оборотней в одной берлоге. Решайте сами, нравится ли вам это впечатление – запись Ляйнсдорфа тут явно менее экстравагантна.
Чем Ляйнсдорф точно предпочтительнее Молинари-Праделли – так это исполнением партии Лю, которую поёт Рената Тебальди. Пожалуй, я люблю её даже больше, чем Кабалье. В ней меньше упаднической обречённости, больше жизни и юной звенящей красоты. Её отличает особый женственный героизм, как и других знаменитых героинь Тебальди (Аиду, Тоску). Такой Лю не только симпатизируешь, но не можешь не восхищаться ею. Всё это, конечно, делает третий акт оперы ещё трагичнее. Тёплый тембр Тебальди очень эффектно контрастирует с ледяным голосом Нильссон, что поднимает их противостояние в финале на недосягаемую высоту
На мой взгляд, слабых мест у этой записи вообще нет. Радует и дирижирование Ляйнсдорфа, и ансамбль министров. Хочется, однако, сказать пару слов о Тимуре Джорджио Тоцци. Помните, я как-то писала о «Доне Карлосе» из Met? Он пел там Филиппа. Так вот, у Тоцци всем Тимурам Тимур. Я восхищаюсь Гяуровым, но в актёрском отношении только Тоцци сумел сделать из этой небольшой в общем-то роли настолько значимого, полновесного персонажа, чья трагедия значит не меньше прочих перипетий. Слыша его Тимура, ни на секунду не забываешь, что раньше он правил страной. Его горе – горе по-настоящему масштабной личности.
-----------------------
Inge Borkh, Mario del Monaco, Renata Tebaldi: Alberto Erede, 1955
Интересная альтернатива записи Ляйнсдорфа, разделяющая более или менее её достоинства. Здесь мы имеем драматически более интересную, чем Нильссон, Турандот Инге Борк. Она по-прежнему холодна и жестока, но всё-таки в ней есть что-то человеческое. Марио дель Монако создаёт пылкий и героичный образ Калафа, но в сравнении с теми же Бьёрлингом и Корелли он получается несколько одномерным, лишённым лиричности. Зато вокально любители драматических теноров получат массу радости – вопрос пристрастия, в общем. Рената Тебальди восхитительна, как всегда. Медленные, мрачные и предельно серьёзные темпы Эреде заставляют некоторых людей скучать, но мне очень нравятся. В отличие от Молинари-Праделли, он не бросает в глаза сияющую пыль, а разворачивает перед нами сумрачную, мистическую картину. Именно мистические сцены и получились тут лучше всего, хотя, скажем, министров я больше люблю у Молинари-Праделли, Ляйнсдорфа и Меты. Но моя любимая сцена в опере, приговорение к смерти персидского принца, больше всего нравится мне именно здесь.
Качество звука у Ляйнсдорфа лучше.
1955 год был невероятен. Он породил моего любимого «Летучего Голландца» с Варнай и Удэ, «Кольцо» Кайльберта, совершенно запредельного «Дона Карлоса» с Такером, Стебер и Бастианини, и вот эту «Турандот». Может, на небе разлили какой-нибудь божественный нектар, я не знаю.
-----------------------
Joan Sutherland, Luciano Pavarotti, Monserrat Caballé: Zubin Mehta, 1972
Забудьте Корелли, дель Монако и в особенности Нильссон. Это совсем, совсем другая история.
Я считаю, что эта запись единственная приблизилась к тому, чего хотел Пуччини - несмотря даже на отсутствие адекватного финала. Голос Сазерленд так красив сам по себе, что заслушиваешься им даже вне зависимости от музыки, по инерции. Паваротти вовсе не титанический герой, как тенора из трёх предыдущих записей, но он такая лапушка, что всем сердцем хочешь счастья хотя бы ему и Сазерленд, какого-то преодоления случившейся трагедии. Джоан умудряется так спеть сцену загадок, что возможность для финального просветления намечается уже там. Я считаю, это заслуга Сазерленд, а не музыки. Нигде больше не слышала ничего подобного.
В идейном смысле эта запись – своего рода инверсия подхода Молинари-Праделли с его манчкинами в лице Корелли и Нильссон. Если там Калаф – самая активная и сознательная фигура в истории, но здесь это подчёркнуто человечный персонаж, потерянный между несоразмерно огромными мирами добра и зла. Эти миры воплощены в образах героинь, контрастирующих, но в обоих случаях запредельно прекрасных. Сказочность сюжета «Турандот», порою теряющаяся за трешами, здесь явлена в полной мере.
Лю Кабалье заслуженно прославлена и как минимум стоит ознакомления. Джоан Сазерленд в заглавной роли – явление совершенно уникальное, явленное нам благодаря возможностям студийной записи. Стальной мощи Нильссон ждать, конечно, не приходится… но ведь одна Нильссон у нас уже есть, и этого, на мой взгляд, вполне достаточно! ;) Расхваливать красоту голоса Сазерленд – дело неблагодарное, просто послушайте эту знаменитую запись, если вы ещё этого не сделали. Для людей, любящих камерный подход к «большой опере», это, на мой взгляд, определённо первый выбор – возможно, наряду с записью Караяна.
-----------------------
Montserrat Caballé, José Carreras, Mirella Freni: Alain Lombard, 1977
Это могла бы быть даже не просто выдающаяся, а попросту идеальная «Турандот». Кабалье (прославившаяся в роли Лю) - неоднозначное решение для заглавной роли, но производит сильный эффект холодной красотой голоса и актёрской игрой. Если ей и недостаёт брутальности Нильссон, я не уверена, что это недостаток. Каррерас – один из лучших слышанных мною Калафов. Местами он напоминает Корелли, но герой Каррераса моложе и эмоциональнее – в том смысле, что чаще и больше проявляет эмоции, что создаёт впечатление пылкости и ранимости одновременно. Послушайте его в сцене с министрами, где они ему советуют забить на Турандот и найти себе 100 женщин со 100 парами ног, грудей и пр. – его попросту трясёт от омерзения. Вы когда-нибудь влюблялись? Желательно в идеалистическом подростковом возрасте? Слушали в процессе чьи-то цинические речи? Вас трясло? Уверена, что да: это общечеловеческий опыт, и он восхитительно передан Каррерасом. Ооо, я так и припоминаю, как гневалась на мать в 17 лет. А ведь она была куда корректнее и всего лишь поила меня валерьянкой и справедливо уверяла, что, проспавшись, я передумаю убивать себя и соперницу :D Кто через это не прошёл, потёрял много столь нужного растущему организму адреналина!
Наконец, Мирелла Френи создаёт совершенно потрясающий образ Лю, по впечатлению напоминающий Тебальди, но исполненный уже не в той старомодной манере (что естественно, учитывая дату). Юный и свежий голос Френи очень хорошо подходит для этой роли, как и вообще для прекрасных пуччиниевских дев.
Казалось бы, если я так расхваливаю эту запись, то зачем это «бы» в первой строчке? Увы, некоторые места испорчены дирижированием, не то чтобы совсем плохим, но неровным. Я не сказать чтобы придирчива к дирижированию и всегда считала, что исполнители для меня первостепенны. Например, я очень люблю ряд записей с нелегендарным Куртом Адлером, особенно «Тоску» и обоих его «Донов Карлосов». Теперь я понимаю, что просто Адлер – вполне хороший дирижёр. Ломбард же порой делает из «Турандот» нечто странное, замедляя темпы в драматических местах и устраивая какую-то музыкальную шкатулку в сценах с толпой и с министрами. Но недостаток этот, хоть и досадный, но некриминальный. Исполнение всех трёх главных партий здесь настолько выдающееся, что эта запись стоит самого пристального ознакомления, если вам нравится «Турандот» и вы ещё не слышали эту её трактовку.
-----------------------
И наконец немного махрово субъективного мнения. "Лучший" тут означает "по каким-то причинам запавший в нарлотскую душу".
Лучшая Турандот:
1. Биргит Нильссон (Ляйнсдорф, Молинари-Праделли)
2. Джоан Сазерленд (Мета)
3. Инге Борк (Эреде)
Лучший Калаф:
1. Франко Корелли (Молинари-Праделли)
2. Хосе Каррерас (Ломбард)
3. Юсси Бьёрлинг (Ляйнсдорф)
Лучшая Лю:
1. Мирелла Френи (Ломбард)
2. Рената Тебальди (Ляйнсдорф, Эреде)
3. Монсеррат Кабалье (Мета)
Лучший Тимур:
1. Джорджио Тоцци (Ляйнсдорф)
2. Николай Гяуров (Мета)
3. Пол Плишка (Эреде)
Лучший ансамбль министров:
1. Марио Серени, Пьеро ди Палма, Томмазо Фраскати (Ляйнсдорф)
2. Фернандо Корена, Марио Карлин, Ренато Эрколани (Эреде)
3. Гвидо Маццини, Франко Риккарди, Пьеро ди Палма (Молинари-Праделли)
Лучшее дирижирование (тут субъективность вообще махрова):
1. Молинари-Праделли
2. Ляйнсдорф
3. Эреде
Самая «ровная» и гармоничная запись:
1. Мета
2. Ляйнсдорф
3. Эреде
Субъективно любимая запись:
1. Молинари-Праделли и Ляйнсдорф :)
2. Мета
С огромным удовольствием прочитала!
ОтветитьУдалитьЯ, наверное, не осилю все это слушать - но мне очень интересно, какие еще бывают трактовки, особенно калафо- и турандото-центричные :)
Если доберусь и осилю, то, наверное, первую - про беспощадную "красоту и истину" как-то мне очень, близко:)))
Спасибо, заинтриговала. Побежала на Авакс скачивать)) А то у меня всё видео, нет ни одной аудиозаписи.
ОтветитьУдалитьКакая замечательная статья!
ОтветитьУдалитьПро запись Ломбарда - спасибо, послушаю. Я скачивал ее когда-то , но Принцесса у Кабалье (а я тогда начинал слушать по диагонали, с загадок) показалась полным мискастом, а Френи я не расслышал. У нее прекрасный ломкий тембр - как раз для Лью.
И еще - то, что касается Ляйнсдорфа. Запись чудесная, даже более любимая, чем Молинари-Прадели, но есть одно слабое место - оркестр. Хватает каши и мусора, причем не из-за дирижера (темпы мне очень нравятся и еще там по-моему лучшие хоры). Для сравнения можно послушать - что как играют у Караяна (его запись очень важна, Ричарелли - единственная в своем роде напуганная и нежная Принцесса, хотя это полностью против традиции).
Рада, что тебе понравилось =))) Я честно призналась, что больше всего люблю именно запись с Корелли. Но там жесть на месте Турандот. Запредельная эпик-ангстовая жесть от одной из лучших Брунгильд века. Собственно, ровно она же - в чёрно-белом фильме, который я тебе навеливаю :)
ОтветитьУдалитьКлассно :) А я вот как раз как-то больше аудио слушаю. Оно идёт фоном к моей жизни :)
ОтветитьУдалитьСпасибо, не смущайте! На статью не тянет :))
ОтветитьУдалитьФрени, мне кажется, как раз и есть у Ломбарда основное достоинство, хотя Каррерас удивил меня своей непохожестью на "стандартный" подход. Кабалье же - это довольно интересно и, на мой взгляд, красиво.
Согласна насчёт оркестра в записи Ляйнсдорфа, списывала отчасти на неидеальный звук (не очень хорошо, увы, разбираюсь в этом...) Караян местами очень мне понравился, но я предпочла не писать про Караяна, а то начала бы спекулировать неуместное. Мне местами очень трудно понять его воззрения, может, ещё дорасту :)
Мои любимые записи из перечисленных - Ляйнсдорф и Мета. Мета ещё и дирижирует так, что за одну эту "Турандот" я готова пасть ниц и обнять его колени. Странно, что ты не упомянула студию Караяна с Риччарелли и Доминго, очень интересная запись.
ОтветитьУдалитьЯ еще после "Макбета" не отошла:))))) Вот соберусь с мыслями:)))
ОтветитьУдалитьАудио я слушаю так, фоном, когда шью что-нибудь. А видео смотрю специально, чтобы ничего не отвлекало. А то ведь как бывает: смотришь-наслаждаешься, как вдруг кот заголосит, есть захочет, или скакать начнет весело за мухой, дурачок)) Всё помехи непредвиденные.
ОтветитьУдалитьНу, это не столько попытка объективного обзора, сколько стремление излить душу, потому я Караяна упомянула только 1 раз :)) Запись его я послушала, потом про неё можно отдельно написать. Прекрасное, конечно, но категорически не моё.
ОтветитьУдалитьНапиши, мне интересно. У меня тоже к этой записи своеобразное отношение, интересно сравнить впечатления.
ОтветитьУдалитьОоооо, Корелли и ледяная демоница :D такое пропустить нельзя...
ОтветитьУдалитья тут пооффтоплю))
ОтветитьУдалитьне про Турандот, а про вроде как общечеловеческий опыт.
Вот я, например, в жизни не хотел кого-нибудь прибить (что самое удивительное, в юном возрасте ко мне и желание прибить себя приходило не так часто и не с такой силой))) Печалился, впрочем, и тогда много - хотя опять-таки меньше, чем сейчас.
Да, помимо книжек и *остроухих* идеалов я влюблялся. Если коротко это описать, выглядело оно так: он(а) столь прекрасен (прекрасна), что даже приятельствовать со мной не будет, это очевидно. Что ж, будем восторгаться издаля, пока есть возможность. (Да в общем-то примерно что сейчас, только сейчас чувства несколько другой силы, наверное)
И адреналин коту не был нужен...
Я вот думаю, может и жаль, что не было. Убил бы пару соперниц в юном возрасте :)))))) - так глядишь, к своему старческому возрасту либо смог бы наладить свою жизнь, либо уже научиться управлять своими чувствами и не заниматься всякой хренью. Поскольку первое в моём случае нереально, лучше второе )))
К тому, кто говорил и говорит, что, мол, "всё пройдёт" я отношусь без презрения, но в любом случае испытываю глубокую тоску. Либо "умный человек говорит, что оно пройдёт, а я не верю и не хочу верить = я идиот", либо "меня не понимают, как это печально").
(мои бредни, кажется, делают некий смысл и не являются совсем оффтопом, потому что наше восприятие Турандот завязано на наши же тараканы, потому у нас так по-разному и выходит (привет, Капитан Очевидность). То есть искусство вообще, по-моему, нереально воспринимать, не пропуская так или иначе через себя и собственный опыт и без вписывания-вчитывания чего-то, а Турандот в принципе способствует).
Ну, такого рода эмоции я испытываю только к 2 дирижёрам - Фуртвенглеру и Тосканини :) Про Тосканини и "Турандот" могу сказать только, что одобряю его редакцию партитуры. Увы.
ОтветитьУдалитьНо Мета действительно нереально клёв. А ещё он записал мою самую-самую любимую "Аиду" *_*
Надо будет как-нибудь.
ОтветитьУдалитьПейринг няшного героичного добра с ужасным чёрным злом, угу. XD
ОтветитьУдалитьНу это совершенно правильно, да. Если ты не обладаешь соответствующим эмоциональным опытом, то и не воспримешь его проявления в искусстве (здесь общее "ты", распространяется и на тебя, и на меня, и на кого угодно, т.к. опыт у всех разный). Хотя "прибить" - это больше не про "Турандот", а про Верди какого-нибудь, там вечно кавайные девы гневаются и хотят прибить, а потом расстраиваются :)) На мой эмоциональный опыт скорее накладывается зацитированное "A me il trionfo! A me l’amore!". Я в общем-то и не скрываю, что для восприятия надо сперва самому что-то пройти. Надо же выучить буквы, чтобы потом читать.
ОтветитьУдалитьЕсли ты знаешь человека, который умеет контролировать свои чувства, покажи мне его - я буду обходить его стороной. Потому что это страшно.
Если под человеком, говорящим "всё пройдёт", ты имеешь в виду меня - жаль, что ты это так воспринимаешь, потому как это была не более чем попытка сказать что-то максимально утешительное. Для меня то, что жизнь продолжается и когда-нибудь будет хорошей, всегда было сильным аргументом (см. первый абзац - личностные особенности). Твоей ситуации я не знаю, не знаю даже, о каком человеке ты говоришь, потому в разговоре выражаюсь абстрактно и выражая то, во что верю и чего мне хотелось бы. Симпатичным мне людям я искренне хочу счастья и верю, что оно несмотря ни на что придёт :) Жаль, если это обидно.
Кот, который отвлекает от оперы... Может он сам решил арию исполнить и хочет твоего авторитетного слушательского внимания :))) Небо, какие идиллические перипетии! Прямо в духе героев Вудхауза, сердце радуется читать ;D
ОтветитьУдалитьЭто совершенно верно, жесть надо кушать понемногу, отпиливая маленькие кусочки :))
ОтветитьУдалитьПосоветуй, что ли, ты мне что хорошее. А то вкусы, похоже, как минимум пересекаются, а мне неловко зафлуждать тебя в таком количестве эпик трешом :)))
Ой, да что ты! Он еще дискантом поёт, попискивает себе. Вот подрастет, послушаем;-)
ОтветитьУдалитьЧто, совсем ещё маленький кот? :)))
ОтветитьУдалитьПолтора годика, а взрослеют они (британчики) в три года, так мне заводчица сказала:-)
ОтветитьУдалитьО, а ты смотрела "Звездный Крейсер Галактика"? Это гениальнейшая космоопера ever! Это великолепный эпик (с сюжетом, разумееется "сначала случается конец света, потом дела становятся все хуже и хуже, а когда становится понятно, что хуже уже некуда - выясняется, что трындец еще не начинался:) Это гениальный сериал про то, что такое человечность, про ответственность, про выбор, про любовь (там две две прекраснейших любовных линии, сравнимых с "Лейтиан" что по количеству пафоса, что по количеству ангста), про веру и доверие, про верность, про дружбу и соратничество.
ОтветитьУдалитьТам отличный баланс между "приключениями тела" и "приключениями духа" - там много бегают и стреляют, но при этом основной жесткач идет по пространству морального выбора. Но главный респект и уважуха сценаристам, за то, что они во всем этом не запутались и не слили общий смысл в погоне за остросюжетностью. И там прекрасный, абсолютно в Лейтианско-эпическом духе финал.
Сериал начинается как классическая американская космоопера с восстанием роботов-убийц, капитаном Америка и сумасшедшим ученым, а вот продолжается.... ооо, продолжается он так, что я даже при пересмотре дышать забываю:)
эненене! это я к "Вы когда-нибудь влюблялись? Желательно в идеалистическом подростковом возрасте? Слушали в процессе чьи-то цинические речи? Вас трясло?"
ОтветитьУдалитьЯ тоже абстрактно говорю, что несмотря на всю свою пушистость, такие речи воспринимаю с трудом. То есть это к тому, что ты права, сколько челу ни говори, что Турандот не существует, он не поверит, если действительно влюблён.
Для меня то, что жизнь продолжается и когда-нибудь будет хорошей, всегда было сильным аргументом Я без шуток считаю, что это прекрасно и правильно. И верю и надеюсь, что хорошие люди вокруг меня будут счастливы.
Свою же жизнь вижу безнадёжной, беспросветной и в общем-то закончившейся.
Посему и слова "всё будет хорошо" воспринимаю неадекватно, если уж мы об этом. Но я совсем не это имел в виду (оптимизм, пессимизм и поддержка - это совсем другая тема)) И я ни в коем разе не имел в виду тебя.:) Йа ваще люблю Нарлот, как известно.
Если ты знаешь человека, который умеет контролировать свои чувства, покажи мне его - я буду обходить его стороной. Потому что это страшно. ОБЕРШТАЙН! И я хочу им быть, если честно.
В случае конкретно с Турандот, возможно, лучше б она и правда не существовала Т_Т По крайней, мере, в двух первых описанных мною тайтлах, где Нильссон. Это слушать прикольно, а встретиться с в рамках мироздания - ужасно, наверное :)))) Хотя некоторым извращенцам, похоже, нравится
ОтветитьУдалитьЭто хорошо, что в рамках твоей личной мифологии я не буду ни Пингом, ни Пангом, ни Понгом :)) Хотя они няшки :))) Всё-таки "[надеюсь,] всё будет хорошо" и "всё ништяк, найди себе 100 аналогов, и будет в 100 раз лучше" - разные вещи, т.к. второе обесценивает предмет и отношение к нему, а первое просто невнятно эстелится.
Оу, звучит многообещающе! :)
ОтветитьУдалитьЧто, реально про капитана Америку, или просто герой похож? :))
Британчик! Послушай, выложи фоточки. Пожалуйста *_* Это же моя любимая порода, наряду с шартрезами!
ОтветитьУдалить(Начали за Турандот, закончили за котиков. Я считаю, это очень позитивно :)))))
)) Тоже обожаю шартрезов))
ОтветитьУдалитьВот деньрожденское фото моего Фигаро: http://cotilina.livejournal.com/2012/02/14/
Ну, там есть капитан с позывным Аполло, кросавчег, лидер эскадрильи и поборник демократии:))
ОтветитьУдалитьhttp://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D0%B8%20%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%BE&noreask=1&img_url=images4.fanpop.com%2Fimage%2Fphotos%2F21400000%2FCaptain-Lee-Adama-battlestar-galactica-21406248-400-400.jpg&pos=0&rpt=simage&lr=68
Но, во-первых, он очень быстро обретает человеческое лицо, а, во-вторых, по-настоящему нипадецки отжигает его сильно пожилой папа:)
Вообще, там невероятно прекрасная история любви Адама-старшего, (который всю жизнь служил на флоте, за нонкоформизм последние годы дослуживал на крейсере-музее, собирался уйти на пенсию...) и Лоры Розлин, которая была министром образования и стала президентом, потому что все остальное правительство убили. И вот им-то и приходится спасать мир:)) Такая прекрасная, прекрасная любовь двух умных, взрослых и равновеликих людей, страстных, упрямых и идущих до конца в своих намерениях, неидеальных, совершающих ошибки, и при этом способных их признавать. Любовь-соратничество. Правда, до того, как они к этому пришли, они там друг друга чуть не поубивали:)))
У них был свой квест, сродни походу за Сильмариллом, и они таки за ним дошли:)
Вообще, еще одна штука, которя роднит БСГ (Battlestar Galactica) с "Лейтиан" - это история, как и Лэ, говорит про Провидение путем умолчания. То есть, в сюжете опредленно есть демоническая хрень, которая строит козни, а противоположная сторона вроде бы себя не проявляет - но вот Замысел, который складывается из множества отдельных выборов отдельных людей в ключевые моменты - по-моему, так только Толкиен умел показать.
Там, как у Толкиена, многое очень сильно замешано на концепт "верности", в том числе и личной преданности, которая в итоге решает все (понятно, что тут не феодализм, тут космоопера - поэтому антураж несколько иной, но все же). И поэтому финал... финал повторяет Нарготрондский совет практически дословно. Хотя "Сильм" сценаристы практически наверняка не читали:))
И еще там очень много про то, что такое человечность. И история, которая начинается как "пришли страшные роботы-убийцы и уничтожили человечество" тоже очнеь быстро перестает быть однозначной.
Слушай, я БСГ люблюнимагу, и могу флудить очень долго:)) Но оно того стоит:)
А, и еще - смотреть надо, конечно, римейк 2004 года, а не замшелый сериал 70х:))
внезапно
ОтветитьУдалитьслушай, ты фотки моего британчика-то видела?!
В случае с Турандот - видимо, да :))) Это ж такое встретишь, потом не поймёшь, куда бежать.
ОтветитьУдалитьНет, на Пинга-Панга-Понга ты не тянешь)) Хотя они действительно няшки.
У меня просто эстель кончилась от слова совсем, вот я никакие "хорошо" и не воспринимаю...
Да ведь самая трешь заключается в том, что встретишь и НЕ ЗАХОЧЕШЬ убежать :)))) К тебе хорошие люди обращаться будут, ансамбли петь, даже арии, - всё впустую. А потом странноватые пересказчики сюжетов решат, что ты умный. Вот и рассуждай про личностное восприятие этой оперы, когда некоторые видят там мозг о_о
ОтветитьУдалитьВ общем, ну их, эти ангсты, я в очередной раз помахала им платочком до новых встреч и пошла к Бетховену :))))
Я не могу тебе поверить про эстель, ты слишком стабильно её излучаешь :) Вообще, то, про что я говорю - это амдир скорее. Ну, если тряхнуть толкинской стариной. :)
Re: внезапно
ОтветитьУдалитьЧто?! *__* Где, где, где, где, где?!!! Покажи ^^ И расскажи, откуда британчик. Я всё пропустила :(
Аах, какая шёрста светло-серая! Цвет просто классный, вообще он весь такой классный ^____^
ОтветитьУдалить(Вначале взор, искавший котика, упал на превью видео наверху. Получила когнитивный диссонанс и минуту здорового жизнерадостного смеха :))))
Clever Calaf, уыыы! Какая трэшь какая аллитерация!
ОтветитьУдалитьК Бетховену - это правильно! O namen-namen-lose Freude!
0_о Вообще, то что ты говоришь, воспринимается не как адмир, а как сказки про кого угодно кроме кота) Потому что если у тебя уже 31 год полная трэшь во всех сферах жизни...
Я не могу тебе поверить про эстель, ты слишком стабильно её излучаешь Последним вылетел петух, изрядно ощипанный, но не побеждённый :))) Ну, у меня полное впечатление, что всё кончилось, и остатки радости тоже.
Re: внезапно
ОтветитьУдалитьhttp://canto-et-spero.livejournal.com/429813.html#comments вот наш котик. Живёт у бабушки )) Его четыре года назад маменька и папенькой бабушке и принесли, чтобы она не тосковала.
А поскольку я там жил эн лет и о коте заботился, то считаю его своим))
МЯ!
Спасибо))) Это наш общий любимчик, дети тискают и целуют его наперебой, даже зятек, мужик суровый, и то воркует с котом: "Зааааааинька мой"!
ОтветитьУдалитьА про FF на видео ты подумала, что вот это - Кот в сапогах?!
Эта прекрасная аллитерация - из сборника 14 (!) дисочков с нетрендовыми записями Корелли. Как видно из моего поста, такие документы вообще имеют свойство вызывать слуховые галлюцинации, но clever Calaf - это супер даже для меня. Надо было, наверно, слушать раз 50 подряд и закусывать грибами :))))
ОтветитьУдалитьДа-да! Я, правда, больше по симфониям сейчас!)
>>Последним вылетел петух, изрядно ощипанный, но не побеждённый
О да, этот момент прекрасен)) Но изо всех персонажей БМ я более всего уважаю неку ^^
неки вообще рулят! всегда!
ОтветитьУдалитьМмммм. Пожалуй, мне не нравится кот Леопольд. Но он - исключение, только подтверждающий это правило. Неки рулят :))))
ОтветитьУдалитьНебо, я слушаю фуртвенглерскую "Эроику", КАК ХОРОШО! Как хорошо после турандот-феста, как будто тебе передумали бошку рубить! Проклятые оперные китайцы =)))))) И ведь низвергают в бездну фанатения! Я решила переключиться на духовно здоровых немцев, когда поняла, что слушаю Gira la cote по пятидесятому кругу и дико клинюсь. Доктор, меня спасут? :(
Я не успела особенно подумать, я просто увидела его, ожидая увидеть фото котика :))) А Фигаро и правда заинька! Почеши его за ушком от меня :)))
ОтветитьУдалитьRe: внезапно
ОтветитьУдалитьНяка! Глазищи какие... *__* Как зовут-то?
Заголовок в тему, хехехе
Бегу выполнять твое поручение, пока Фигаро от меня не ускакал на кухню;-))
ОтветитьУдалитьP.S. Он мурчит - тебе привет;-))
Re: внезапно
ОтветитьУдалитьзовут Мишка))
И да, это наше золото )))
насчёт спасут или нет, я не знаю, знаю только, что сам такой.
ОтветитьУдалитьСвистеть на улице signore, ascolta и одновременно думать всякую хрень не более здорово, полагаю.
а кот Леопольд хороший. Думаю, во мне есть что-то от него.
Захотелось вдруг спросить, хотя это не очень в тему здесь: а что Вы думаете о Лю Галины Вишневской? Как и вообще о "живой" записи с нею, Нильссон и Корелли. Что-то я её слушаю сейчас, слушаю, интересно мнения сравнить. :)
ОтветитьУдалитьА где это дают? Я не слышал, слышал только эпитет "легендарная" :)
ОтветитьУдалитьВсе, нашел в сете Корелли. Качаю и буду свое мнение иметь :)
ОтветитьУдалитьПослушал.
ОтветитьУдалитьЯ вот не знаю, как сравнивать. С одной стороны Вишневская со своими сверхвозможностями, с другой - Шварцкопф. Ну наверное так: из героических Лью Вишневская - лучшая, хотя я мало таких слышал, сходу вспомню только испанку, что пела у Гергиева в том хорроре. Не понравилось в последней арии такое романсовое окончание, русское грудное "вееэ". Что-то лишнее, хотя наверное итальянцы это восприняли как экзотику, вон какой восторг. Но это - придирки. Хорошая Лью на самом деле, тронула. Так даже, что не стал дослушивать, выключил после траурной процессии.
А запись отличная! Там же Заккария - мой любимый Тимур и Феррандо. Корелли - нет слов, Нильсон прекрасна и ужасна как всегда. Темпы и оркестр понравились. Вообще праздник. Единственное раздражение - на футбольных фанатов с петардами миланскую публику. Хорошо, хоть во втором акте почти не хлопали.
Да, это есть именно в сете Корелли на 14 дисках. Ссылки дать не могла, увы, рутрекер забанен ибо. :(
ОтветитьУдалитьДа, запись действительно очень классная. Дирижирование мне всё-таки в Пуччини больше нравится эффектное, в духе Молинари-Праделли, но тут всё хорошо. Нильссон звучит ещё адовее, чем у МП и Ляйнсдорфа, но, как она сама и говорила, "живые" постановки часто оказываются более наэлектризованными. Также мне кажется, её голос звучит там свежее, что ли, чем в обеих студийных записях. Надо ещё Нильссон-Корелли-Моффо послушать, говорят, такое есть.
ОтветитьУдалитьЧто касается Вишневской-Лю... Это потрясающе, конечно. Правда, почему-то мне трудно всерьёз сопереживать героиням Вишневской: в них есть какая-то нервность, которой я никак не могу разделить, поэтому и эта Лю воспринимается мною как-то со стороны. Но я думаю, что для Пуччини её стиль как раз очень идёт. Тоска у неё просто потрясающая.
Прочла про Нильссон, прямо зачиталась. Особенно что касается сцены с министрами, потому что большую часть времени, признаться, Калаф меня раздражает, как и полагается сказочному герою :-). Но как раз там лучше всего (для меня) ощущается, что это череда испытаний, встреч с потусторонним. И что чувак уже "там", инициация идёт.
ОтветитьУдалитьОффтоп, но для меня министры актёрски самые клёвые в постановке Паунтни с Зальцбургского фестиваля. Они так радостно-злобно поют "Прощай любовь, прощайте дети"))). Милые и страшные.
Рада, что тебе оказалось интересно!
ОтветитьУдалитьУ Паунтни очень классная запись в целом, особенно визуальная сторона и Лю. Кстати, гугл на "Паунтни Турандот" первой строчкой выдаёт твой журнал :))) Я про неё так и не написала, хотя хотела, но она немножко обсуждалась тут в каментах: bruenn-gilda.livejournal.com/9700.html
Про Калафа - да я, блин, по жизни адвокат героических теноров :D)))))) Не то чтобы я к этому стремилась, но их почти что никто, кроме меня, не любит :) Ну, только есть некоторые шансы на зрительскую симпатию у Отелло и, возможно, Андре Шенье.
Ещё б не интересно ;-)
ОтветитьУдалитьУх ты, я обретаю популярность))). Вообще - может, просто последнее по времени, спектакль-то старый.
Спасибо за ссылочку). Начинается увлекательное путешествие по ЖЖ)))
Я вот не люблю Отелло))), зато люблю Марио ;-)
Да нет, не думаю, гугл вроде по релевантности у меня сортирует =))
ОтветитьУдалитьНе за что, я всегда рада устроить самопиар! ;)
Я такой внушаемый человек: чья музыка меня тронула, того я и люблю. В итоге я всех люблю. :D